Предвижу возмущенные восклицания: "Как? С таким маленьким! Лишать собаку детства?! Какое издевательство!" Не торопитесь, дорогие оппоненты, не торопитесь. Ведь речь идет не о каком-то насилии. Отнюдь. Ваша главная задача - сделать так, чтобы пес полюбил занятия, чтобы он находил в них удовольствие, а не воспринимал как наказание. Эрдель по природе очень азартен. Направьте этот азарт в нужное русло - и у нас не будет никаких проблем! Ибо этот "анархист" при правильном воспитании способен демонстрировать такое послушание, такую четкость в работе, что нам позавидует любой владелец немецкой овчарки - породы, признанной самой "дисциплинированной".
Не буду приводить методику и технику отработки различных приемов - это все уже десятки раз описано; интересующихся отсылаю хотя бы к последнему изданию книги "Служебное собаководство" за 1989 год. Остановлюсь только на особенностях которые необходимо учитывать при работе именно с эрделем.
Во-первых (повторю, ибо это - главное), начинать заниматься с ним следует очень рано. Чтоб легче было ориентироваться, приведу примерный перечень команд, которые должен знать щенок.
К 2,5 - 3 месяцам - кличку, "ко мне", "место" (дома), "нельзя".
В 3 месяца надо постепенно приучать к преодолению небольших (до 10 см) барьерчиков (не более двух раз подряд); если не хочет прыгать - силой не заставляйте! Лучше увлечь его через барьер мячиком, палочкой.
В этом же возрасте пора начинать приучать к командам "сидеть", "лежать", "стоять", причем порядок должен быть такой: сначала хорошо выучивается одна команда и только потом переходят к следующей. Хорошо выученная команда - это когда щенок по первому нашему требованию (именно по первому, а не по десятому!) выполняет то, что нужно, находясь либо у нашей ноги, либо на расстоянии одного шага от вас.
Увеличивать расстояние пока не нужно. Большой выдержки от щенков тоже не надо требовать, но и не допускайте, чтобы он выполнял автоматически все команды сразу (не успели вы сказать, а он уже встал, если, лег и довольный ждет лакомства). Для этого небольшую (2-3 секунды) выдержку все-таки делайте и постоянно меняйте порядок команд (то есть после "сидеть" не надо из занятия в занятие укладывать собаку, а нужно делать так: сегодня - уложили, завтра - поставили и т.д.). Но, повторяю, без четкого освоения предыдущей команды к следующей не переходите.
Таким образом, с 3 до 5 месяцев щенок должен выучить три упомянутые команды плюс выполнять то, что он уже делал раньше (т.е. "ко мне", "место", и, естественно, хорошо знать свою кличку).
В этот же период надо приучить щенка к ходьбе по буму (широкому!) или просто по доске. Пока щенок еще мал, поддерживать его легко, к тому же чаще всего он сам в этом возрасте легко идет по широкой доске, если показать ему лакомство. Можно прыгать и через небольшие (к 5 месяцам - до 40 см) барьерчики, а вот с лестницей пока лучше подождать.
С 6 месяцев можно приступать к отработке команды "рядом", конечно же, не забывая про все уже изученное,
С 8 месяцев начинается регулярная дрессировка в учебных группах на площадке.
Несколько общих замечаний: повторю, что барьер должен быть невысоким, бум - широким; не надо торопиться - кости у щенка еще хрупкие, легко ломаются! За одно занятие не нужно заставлять прыгать через барьер и ходить по буму более двух раз. Не нужно щенка перегружать - малейшие признаки утомления служат сигналом к окончанию занятия. В любом случае, оно не должно превышать 10 минут. Выполнять даже уже выученные команды по немного раз не стоит. Достаточно сделать по два раза каждую, допустим: сидеть-стоять-лежать-стоять-сидеть-лежать; на каждом занятии порядок команд меняется. Начинать занятие всегда следует со "статических" упражнений, заканчивать - динамическими (бум, барьер); позже начинать нужно с команды "рядом", потом "сидеть", "лежать", "стоять", потом снаряды.
"Аппорт" как команду лучше пока не отрабатывать (туг нужна четкость и выдержка), ограничиваясь просто игрой с палочками, но обязательно стараясь, чтобы щенок приносил эту палочку вам.
"Место" щенок должен четко знать дома - на занятиях это тоже пока отрабатывать не надо.
И главное, не заставляйте щенка работать грубостью, не дергайте, не кричите на него! Все выполняется за лакомство, за ласку. Физическое воздействие допустимо, но только мягкое (например, мягкое, но настойчивое нажатие на крестец при отработке команды "сидеть"). Всегда, когда можно, лучше обойтись без него. Например, усаживать щенка не силой, а подняв над его головой кусочек; при отработке "ко мне" не обводить его вокруг себя за ошейник, а показать лакомство и обвести им вокруг. Так же и во всем. За выполненный прием надо поощрять лаской, лакомством сразу, моментально. После занятий отпустить командой "гуляй", поиграть с ним. Все дело в том, что маленький щенок и сами занятия воспринимает как игру, а потому обычно занимается очень охотно; не надо его разочаровывать, переутомлять.