Давай поговорим о конкурсах грумеров. Расскажи про свой первый конкурс. Он проходил в Москве?
- Да, это было в Москве. Тогда я был уже примелькавшийся молодой человек, и мне долгое время предлагали принять участие в тех или иных конкурсах грумеров, но эти конкурсы не имели никакого отношения к конкурсам, проводимым по международным правилам. В основном это было так - человек с готовой уже собакой выходит в ринг, равно и как несколько других, независимо от породы собаки. Они вместе сравниваются и какой-то почетный, опытный мастер выбирает первого из них. Это в России долгое время называлось конкурсом парикмахеров. Но в 1999 году мне предложили принять участие в первом в России конкурсе грумеров с международной экспертизой и проводимом по международным правилам. То есть где собака должна быть помыта, оттянута, у нее могут быть бриты только подушечки лап и область паха. На разные породы дается разное время - время ограничено. И тогда, если я не ошибаюсь, на пуделя в скандинавском льве, в шоу-кондиции, с оформлением топ-нота, я имел два с половиной часа. Это было чуть больше, чем по международным правилам, поэтому потом я столкнулся с проблемой. В тех странах, где я бывал на конкурсах после этого, у меня было всего два часа. Собака должна быть подстрижена не менее чем за 45 дней до конкурса. В экспертском листе есть специальная графа, в которую в случае недостаточной длины шерсти эксперт ставит пометку перед началом конкурса. Но, тем не менее, главный критерий - это чтобы собака после того, как грумер поработал, действительно сильно отличалась от той собаки, которая была представлена до начала работы. Поэтому чем больший объем работы грумер в короткий промежуток времени выполнил, тем выше его оценит эксперт. Позже, когда я сам стал экспертом, я оценил это по достоинству. Потому что иногда особо и нечего делать с собакой и мастер действительно великолепно завершает свою работу, ни волоска мимо, на высочайшем уровне, но для меня всегда побеждает та собака, которая, может быть, не настолько вылизана, но имела больший объем работы. Потому что это совсем другая категория работы. В общем, поступило предложение, я загорелся. На тот момент как мастер я находился в отличной форме. Это был январь месяц 1999 года, если я не ошибаюсь. Я принял решение участвовать. Я почему-то ждал, что это будет почетный такой эксперт, какая-нибудь пожилая бабушка. А в качестве эксперта оказалась женщина из Бельгии - Kitty Dekeersgieter. Она сыграла громаднейшую роль в моей жизни, потом мы стали настоящими друзьями, она мне много помогала. Она стала моим учителем в области техники, научила меня правильно держать ножницы, правильно работать, она мне очень много дала, никто до сих пор не дал мне столько именно с точки зрения технической стороны дела. Но все это было потом. И вот тот день наступил, конкуренция была потрясающая. Все звезды настоящего времени - это и Елена Левина, и Наталья Фомичева, и Виктор Фирсов, Дина Куприянова и многие другие мастера, которые сейчас являются топ-мастерами и топ-хендлерами. Я был абсолютным аутсайдером, парень из Рязани, никто не ждал от меня чего-то особенного. Я просто пришел и сделал свою работу. Сказать, чтобы я волновался - нет, потому что я не имел амбиций победить. Я оценил по достоинству людей, которые находились вокруг меня, сконцентрировался и решил, что надо хорошо делать свою работу. И получилось. Я тогда стриг одну из дочерей Мартина (Milamarten Bonaparte). Она мне тоже очень помогла, она была в отличной кондиции, с шикарной черной шерстью, с очень длинным топ-нотом. И это оказалось для эксперта из Бельгии большой неожиданностью. Сам стиль, сам подход, и этот громадный топ-нот, это было для нее неожиданностью, и это был дополнительный плюс. Я не ставил своей целью непременно выиграть, но я был в отличной форме, у меня были свои хитрости, была своя стратегия. Я не смог посетить семинар, который проводила Kitty до этого конкурса, но, тем не менее, свои планы у меня были, я четко разработал себе временной график, то есть на каждую деталь - определенное время. И я четко следовал этому графику. Оказалось, что эта стратегия принесла свои хорошие плоды. Впоследствии я не менял этой стратегии, она является основой. Если я не укладываюсь, например, в 15 минут на конкретную деталь - на заднюю ногу, это означает, что через 15 минут я не успею сделать следующую. Как только начинается торможение, все - ты теряешься, ты сбиваешься с графика, это означает, что ты не закончишь работу. Поэтому если на какой-то детали ты сэкономил, ты возвращаешься к детали, которую ты недоделал. Вот это и являлось основой моей стратегии. Работа получилась действительно чистая, может быть, чуть тяжеловата. Я в большей степени нервничал на укладке из-за нетрадиционно короткого времени - порядка пятнадцати-двадцати минут на весь топ-нот, включая резинки, включая лак и включая завершение ножницами линии верха. Этого я не ожидал и немного перелачил. Но это больше для нас было заметно, чем для бельгийского эксперта - она была просто поражена тем, что такие топ-ноты бывают, она никогда такой длины шерсти и такую работу в рамках конкурса грумеров не видела. Наши конкурсы грумеров имеют несколько иное развитие. На самом первом, в 1999 году, и на последующих конкурсах, принимали участие профессиональные мастера, в основном это профессиональные грумеры и профессиональные хендлеры. В Европе, равно как и в Америке, эта область зародилась от салонных мастеров, которые в основном работают с домашними собаками, с домашними любимцами, и поэтому основным критерием конкурса грумеров в Европе и в Америке являлось и по сей день является техническое исполнение. Гораздо меньшее внимание уделялось (может быть, до появления русских мастеров, мы все-таки сдвинули это с мертвой точки) стилю, и гораздо большее - техническому исполнению. То есть каждый волосок должен быть на месте, эксперт это тщательно проверяет расческой. Также важна симметрия. Участники конкурса, в основном, салонные мастера. И то, что сделали впоследствии российские мастера в этих конкурсах - это была действительно революция и сильное продвижение. Это, на мой взгляд, новый виток для Интергрума. После этого они стали приглашать профессиональных европейских заводчиков, европейских хендлеров в качестве экспертов, потому что им стала интересна их точка зрения, иной взгляд. Kitty была счастлива, я думаю, увидеть столько профессиональных грумеров. То есть это не был традиционный шаблонный подход, когда тридцать человек стригут одну и ту же модель, это было нечто совершенно иное, и она действительно наслаждалась. Она отдала предпочтение мне. Второй, если я не ошибаюсь, была Наталья Фомичева с керри-блю терьером, третьей - Елена Левина, а Людмила Мун была четвертой с американским кокер-спаниелем. Это был взрыв, это событие перевернуло мою жизнь. Оно обратило на меня внимание очень многих людей, если можно так выразиться, "боссов" российской кинологии. Я считаю, тот день был для моей карьеры решающим. И приятным завершением дня было то, что собака, которую я готовил в ринг, победила в Best in Show. Эта была Элегант Стайл Гейша Славянка. Она выиграла, подтвердив тем самым мою квалификацию как мастера также и на профессиональном ринге. Для меня профессиональный ринг - это главное, но конкурсы - это реальный экзамен - на технику, на самообладание. В том, что ты можешь выполнить за 5-6 часов классную работу, нет ничего необыкновенного, но то, что ты должен сузить это до рамок двух часов, и при этом сохранить и стиль, и красоту, и пропорции, и выполнить технически хорошо - не все мастера с этим справляются. Борьба в большей степени идет с собой, нежели с соперниками. Если ты смог совладать с собой, если смог собраться, если сумел все четко рассчитать, тогда шанс есть. Я вспоминаю ножницы, которыми работали наши мастера, и просто шоковое состояние Kitty как первого эксперта. Она не представляла, как таким инструментов можно сделать такую работу. Она задавала себе этот вопрос, она, по-моему, подарила все ножницы, которые у нее были с собой, нашим мастерам, все раздала. Главным призом конкурса была поездка во Францию на подобный конкурс, но я не попал туда. Попала Наталья Фомичева и триумфально выступила, выиграв в очень серьезной конкуренции. Получилось так, что не я первый заявил о русских грумерах на международном уровне, а Наталья. Но меня тоже ждали, обо мне много слышали. Я поехал в Берлин, это был 2000 год. У меня были проблемы со здоровьем накануне поездки, я более трех недель не стриг вообще. Я имел очень заросшую собаку, шикарную собаку, Алекса (Russian Figure Skater vom Badener Rebland), с еще более длинным топ-нотом, трехмесячной зарослости. Я просто шел ва-банк, потому что я уже не был "первым русским". Я понимал, что это должно быть состоянием шока для них - то, что я сделаю. Я должен был взорвать бомбу. Я четко понимал, что среднестатистической работой я не отделаюсь. Если я хочу победить, я должен сделать что-то невероятное. Но я действительно имел проблемы со здоровьем, я остыл, есть такое понятие - "рука остывает". Мне было очень сложно. Но, тем не менее, в конкурсе чемпионов из тридцати мастеров, которых пригласили туда, я попал в шестерку. Но далее не прошел, я думаю, из-за технических огрехов. Хотя работа была грандиозная и ее по достоинству оценили, но для этого конкурса требовалось чуть чище, чуть больше. Я полностью отдавал себе отчет в недостатках, но духом не пал. Вспоминая сейчас о том, каким был Алекс трехмесячной зарослости, эти сорок сантиметров гривы и два часа времени, мне трудно представить, смогу ли я повторить такое когда-нибудь. Сейчас, имея отличные ножницы и находясь в отличной форме, я думаю, что не смогу повторить это на том же уровне, на котором я сделал это в 2000 году в Берлине. Я выложился на все сто процентов. Через полтора месяца я снова принял участие в подобном конкурсе, в Чемпионате Италии. По своей инициативе, за свой счет, с вложением собственных денег. Увидев мою работу в Германии, мне сделали приглашение в Италию. И я решил попытать счастья. Оговорюсь, что в Берлин я ездил бесплатно в качестве приза за первый конкурс 1999 года. Если конкурс в Берлине имел статус Чемпионата Европы, то конкурс в Италии имел статус Национального Чемпионата. Это популярный конкурс, с хорошими призовыми, с огромным количеством европейских участников. Надо отдать должное организатору этого конкурса, Umberto Lehman, он действительно выдающийся организатор, конкурс имеет очень высокий уровень организации и собирает большое количество участников. Если я не ошибаюсь, в классе пуделей было около сорока собак. Я принял решение, что полечу в Италию и буду соревноваться. Я выиграл этот сложный класс, с той же собакой. Он не был настолько сильно заросшим, хотя он очень быстро обрастает, и шерсти было более чем достаточно для конкурса. Я выиграл класс пуделей, затем я стал грумером дня и выиграл Best in Show, став лучшим грумером. Этот конкурс был принципиальным для меня, потому что мне было бы трудно психологически пережить еще одно поражение. Я поставил для себя серьезную высоту и, слава Богу, я взял ее. За мной закрепилось звание экстремала, потому что в то время эти топ-ноты были не характерны для Интергрума. У меня появилось много поклонников и хороших друзей, которые оценили меня по достоинству, и которые до сих пор не могут понять, как все это делается на голове у пуделя. Я получил призовые деньги, достаточную сумму. Я решил на этом не останавливаться и попробовать свои силы в самом крупном событии в мире в этой отрасли. Это Чемпионат Мира, который ежегодно проходит в Америке. Он собирает колоссальное количество участников и в этом не сравним ни с каким европейским конкурсом, не говоря уже о российских. Это поистине грандиозное событие с большим количеством экспертов. Огромное спасибо Shirlee Kalstone как основателю Интергрума. Я решил, что самым лучшим вложением выигранных в Италии денег будет поездка в Америку. Я соревновался три дня и принимал участие в трех конкурсах. Первый конкурс называется "Грумер года", я участвовал в классе пуделей, второй - это Чемпионат Oster, Чемпионат чемпионов, это VIP-конкурс, на который приглашают конкретных участников, и в третий день - это конкурс Rags To Riches, где главная задача - сделать хорошую собаку за очень короткое время, при этом очень сильно изменив стиль. Я имел трех собак, одну я привез с собой и двух заказал в Америке. Программа была очень серьезная, было тяжело из-за разницы во времени. В первый день я быстро понял, что Америка - это другая планета. Что это другие эксперты и что они не собираются принимать никаким образом никакие навороты европейского стиля. Что речь не идет ни о какой элегантности, что только одно голое требование - техника стрижки. Я имел состав экспертов из трех американцев и не попал в расстановку в классе, хотя работа была сделана серьезная. Возможно, для них это было мало. Для меня это было достаточно. Это был белый малый пудель, ему было только пятнадцать месяцев, очень заросший - мне "везло" на конкурсах, я, как правило, не имел легкой работы. Я не попал в расстановку, и это был сильный удар для меня. Я вложил достаточно серьезные деньги в эту поездку, я об этом должен был думать. На следующий день в конкурсе чемпионов я вышел со своей собакой, с Испахан. И не смог сделать вообще ничего. В итоге не попал в финал. Мне неимоверных усилий стоило во второй день выйти соревноваться, я сделал хорошую работу, но снова недостаточную, в смысле техники, по американским критериям. Все должно быть абсолютно ровно, и американцы невероятно хороши в этом деле. То, что они делают абсолютно ровно - это факт, и придраться к этому невозможно. Это и есть ключевая идея конкурса. Этому уделяется особое внимание, они имеют отличный инструмент, чтобы сделать это, отличную косметику, которая помогает им сделать это. И, естественно, руки. Когда я работал в основном с домашними собаками, я был на высоте именно в этом деле. Я стриг очень быстро, очень коротко, очень качественно, очень ровно. Когда я стал работать для шоу, многое изменилось. Я потерял этот навык. Я стал работать медленнее, вдумчивее, стал стричь элегантнее, интереснее, стал обдумывать каждую деталь. Совместить это и есть главная задача для меня как для участника конкурсов грумеров. Не забыть о стиле, не забыть о сложности, не забыть об элегантности, но сделать все при этом быстро и очень точно. Это требует максимального напряжения сил, всего моего умения. Вы не представляете, как мне было страшно выходить на третий день. Я понял, что я теряю деньги, я понял, что я ничего не могу сделать, я понял, что я еще не совсем соответствую техническому уровню американских мастеров. Я понял, что мне не хватает времени, чтобы сделать работу так, как я хочу, так, как я себе представляю. Третий день для меня был катастрофическим, потому что мне дали пяти- или шестимесячной зарослости собаку и два часа. Это был черный миниатюрный пудель. Невероятных усилий мне стоило принять участие в конкурсе на третий день. Несколько раз я принимал решение просто отказаться, я понимал, что все проиграно. Но все-таки мы русские. Я решил, что надо выйти, надо попытать счастья. Независимо от того, какой будет результат. Было огромное количество участников, если я не ошибаюсь, мне пришлось соревноваться с шестьюдесятью именитыми мастерами, из которых десять были экспертами. Этому соревнованию уделяется очень большое внимание, хотя, повторяю, главным событием уикенда является конкурс чемпионов. В нем мне не повезло. И в третий день я стал третьим. Это было грандиозно, я своим третьим местом, по крайней мере, окупил свои расходы. Это было немаловажно для меня. И по сей день путешествие в Америку для россиянина не является дешевым. Я окупил тогда половину поездки. Я был счастлив невероятно, потому что меня увидели, меня оценили, все-таки я пробил эту стену, которую я не мог пробить два дня до этого. Я сделал стрижку типа ветеранской. Для них это тоже было очень ново. Они не видели таких ушей, они не видели этих прелестных хвостиков. И сам фасон, и качество исполнения - все соответствовало их требованиям. На первом месте была колоссальная работа - стандартный пудель невероятной зарослости - выполненная на высочайшем техническом уровне. Вторым был керри-блю терьер. Третье место досталось мне, и такое завершение этого уикенда меня удовлетворило полностью. Я не могу сказать, что я приехал в Россию после этого совсем уж на щите, но и не под щитом, это точно. Это дало мне колоссальный стимул продолжать. Если бы я выступил без всякого успеха в третий день, я не знаю, смог ли бы я поехать туда еще раз и попытать свои силы. Это был такой маленький аванс, маленький намек на продолжение. Оговорюсь, что в промежутках между участием в конкурсах, я несколько раз судил конкурсы в России. Меня приглашали, я не помню точно, сколько раз. Это было в Санкт-Петербурге, дважды в Москве. Это мне значительно помогло впоследствии, потому что это взгляд с другой стороны. В Россию была приглашена Shirlee Kalstone, я проводил экспертизу вместе с ней. Это прекрасная женщина, мы провели шикарный день, отсудили конкурс (было три эксперта - Инна Данилова, Shirlee Kalstone и я), я почерпнул колоссальное количество интересной информации от нее. Она необыкновенный человек. И она как эксперт сделала мне предложение поучаствовать в конкурсе в Америке еще раз. И вот этот день наступил. Конец апреля 2001 года. Приятным сюрпризом для меня было то, что на этот раз экспертиза состояла не только из американцев, были и европейские эксперты. Это облегчало задачу. Единственным разочарованием в 2001 году были собаки, которых мне приготовили. В 2000 году те собаки, которых я заказывал (если ты не имеешь возможности взять собаку с собой, ты можешь за определенные деньги заказать собаку в той стране, где проходит конкурс), были невероятной красоты. Черный мини был очень красивый, о белом мини разговор отдельный, в эту собаку я влюбился. Собаки же, которые мне были предоставлены в 2001 году, были несравнимо худшего экстерьера. Это были мать и дочь, обе очень заросшие. Одна была в континентале и одна в модерне. Качество шерсти было ужасным, она была очень тонкая и мягкая, но обильная. Учитывая то, что очень сложный свет обычно бывает на этих конкурсах, иногда цветной свет, практически невозможно видеть собаку, тем более белую. Я просил черных собак, мне приготовили белых, с ужасной шерстью. С такими собаками шансов у меня было немного, но в первый день я попал в четверку. Это было соревнование "Грумер года". Эксперты оценили сложную категорию моей работы, то есть они оценили сложную шерсть, они оценили большой объем работы. И также для них был несколько неожиданным стиль, потому что мы абсолютно иначе решаем голову, когда стрижем модерн (это был модерн), шею, для них это было необычно и им это понравилось. Я не смог подняться выше четвертого места, но и этого было достаточно. Потому что три собаки, которые стояли передо мной, были выполнены на более высоком техническом уровне. На следующий день мне предстояло соревноваться в конкурсе чемпионов. Я имел такую же точно белую мини, но в континентале. Я был взбодрен своей расстановкой в первый день и решил идти ва-банк, расслабиться. На этот раз был топ-нот, то есть то, чем я мог похвастаться. Наконец я получил козырь. Топ-нот для конкурсов в Америке не типичен, в основном используют стрижку модерн, в американском исполнении. Редко кто пытается делать топ-нот. Я решил, что в этом я силен и попробую взять этим. Ничего не могу сказать - работа сложилась. Работа была эффектная, пропорциональная. Быстро, четко я прошел по своему графику, собрался, сжал кулаки, абстрагировался от всего и сделал эту работу, завершил ее топ-нотом, и топ-нот удался. Они оценили форму - все-таки я сделал это по-европейски. Это было высшим достижением в моей жизни, когда в конкурсе чемпионов из сорока участников я получил второе место. В Америке не принято говорить "второй", я был "первым претендентом". Учитывая статус этого конкурса как Чемпионата Мира, формально я стал Вице-Чемпионом Мира. Но все-таки первая победа в 1999 году была тяжелее. И когда меня спрашивают, тяжело ли мне было соревноваться в Италии, в Америке, где угодно, я говорю, что по-настоящему трудно было соревноваться в России. Из Америки я вернулся победителем, но принял твердое решение продолжать. С одной стороны, я абсолютно удовлетворен своей работой на шоу-рингах, но иногда встряхнуть себя хочется. В общем, я был вдохновлен. Но я не смог принять участие в этом конкурсе в США в этом (2002) году, поскольку меня пригласили туда в качестве эксперта. Это очень почетно. Я знаю, что Наталья Фомичева судила Чемпионат Европы в Берлине, но первым из россиян, который судил такого статуса конкурс в США, был я. Я надеюсь, что оставил хорошее впечатление о себе, скажу, что недовольных особенно не было. Люди в большинстве своем были согласны с экспертизой. Я судил в первый день класс пуделей в соревновании "Грумер года" и единогласно мы предпочли собаку в выставочной стрижке, в континентале, с большим топ-нотом, с укладкой. Очень сложной категории работа, колоссального объема. И единогласно, включая Anders Rossel из Швеции и Loretta Marchese из Америки, мы выбрали эту собаку. Она стала победителем класса пуделей, а затем стала победителем конкурса "Грумер года", так сказать, с нашей подачи, с нашего благословения. Мы очень рады были за нее в финале, мы аплодировали. Одно могу сказать - очень легко было судить в компании этих двух людей - Anders и Loretta, у нас не было разногласий. Настоящее испытание ждало меня в воскресенье. У нас была такая интернациональная компания экспертов, включая одного итальянца и одного американца. И вот там наши мнения разделились. Но, тем не менее, мы смогли прийти к компромиссу, смогли мобилизоваться. Необыкновенно красивый был бишон-фризе, мне кажется, никогда в жизни я не видел так великолепно подстриженного бишона. Он был подстрижен не салонным мастером, а профессионалом, заводчиком, шоу-персоной. И еще поэтому мне эта работа была ближе к сердцу. Сделала его Loretta, та самая женщина, с которой мы судили в первый день пуделей. Во второй день она не судила, она предпочла участвовать, потому что решила, что конкурс чемпионов - это VIP-конкурс. Если не ошибаюсь, из 26 участников в этом году порядка 5-6 были признанными, популярными экспертами. Это конкурс, в котором пробуют силы лучшие мастера всей этой индустрии. Поэтому она принимала в нем участие, и мне было вдвойне приятно быть одним из экспертов, который поставил ее на пьедестале на первое место. Откровенно скажу, что это был мой выбор, я настаивал на нем. Вторым был Flavio Maratore из Италии с фокстерьером. Очень достойная работа. И третьей также была собака, участвовавшая в классе hand-stripping, в тримминговочном классе. Это очень сложный класс, потому что максимальную работу мастера должны выполнить с помощью рук, без использования ножниц, триммингом. Это сложно, и я, как эксперт, очень ценю людей, выполняющих эту работу. Я никогда не видел равных нашей Елене Левиной. Она для меня является лучшей в этой области. Очень сложно участвовать с такой собакой в конкурсе грумеров, так как с пуделем, например, мы можем просто прийти на место и стричь. Чтобы участвовать с фокстерьером в подобного рода конкурсе, в течение полугода и больше его нужно готовить постепенно, держать на подщипе, это особая работа, которую выполнять очень сложно. И поэтому второе и третье места заняли очень достойные мастера - из Италии с фокстерьером и из США с силихэм-терьером. В шестерку были также отобраны, если я не ошибаюсь, два пуделя стандартных и очень молодая и очень приятная девочка с классной работой с американским кокер-спаниелем. Она имела небольшой объем работы, но завершение было невероятным. Категория работы тоже сложная, потому что это класс, где люди совмещают работу триммингом и ножницами. Ничего не могу сказать - шикарный уикенд. Безусловно, подарком для нас была монопородная выставка пуделей, которая проводилась в том же месте. Я впервые в жизни увидел то, как это происходит в Америке. Утром у нас был семинар, где мы делились взглядами на стрижку, где мы работали с Anders Rossel и с Umberto Lehman из Италии. У нас было три стандартных пуделя, мы показывали стрижку, это было тоже очень интересно. И это было тепло принято грумерами США, мы имели очень большую аудиторию. И во второй половине дня мы смогли блеснуть своим умением также и на dog show. Мы приготовили одного черного стандартного пуделя вдвоем с Anders, подстригли и уложили его в две руки. Мы приготовили его к рингу, и Anders вывел его. Он, правда, не получил высокой оценки, он стал четвертым или пятым в классе, но публика лишний раз могла убедиться в том, что будучи экспертами накануне, мы можем и сами выполнить достойную работу. Мы доказали свою квалификацию. Надо сказать о том, что там можно использовать лак, и мы по-настоящему оторвались. У нас была очень оброслая собака, по-моему, сантиметров 50 шерсти на голове, и мы полачили вдоволь. На этом наш уикенд и закончился.