Шнауцеры из эбенового вихря

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шнауцеры из эбенового вихря » Грумминг шнауцера » выдержки из интервью с Романом Фоминым


выдержки из интервью с Романом Фоминым

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Кто не знает - это ФИГУРА, груммер от бога на мой взгляд. Его работы нереально красиые и нереально правильные - ни добавить, ни убавить - это полный восторг!!!Я до сих пор мечтаю попасть к нему на мастер-класс - просто так, для удовольствия, потому как никогда не  буду стричь пуделей ( я максималистка, а переплюнуть Фомина не смогу, как не стану стричь керри, потому как никогда не переплюну Фомичеву :)
Итак - моя любимая история про настойчивость и талант:

Рома, расскажи, как у тебя появился твой первый пудель.
- Мне было тринадцать лет, я и мечтать не смел о собаке, точнее, мечтал, но не просил собаку, родители говорили, что в доме "мало места", все, как это обычно бывает. А мечтал я о ризеншнауцере. У друга был ризен. За два дня до нового года папа пошел гуся покупать на рынок и купил собаку. Папа любил все коричневое, у него весь дом был коричневый. И не смог не купить. Он пришел и сказал: "Сейчас я принесу вам собаку". Все скептически к этому отнеслись. А когда мы спросили, какую, он сказал, что пуделя. О Боже, какой ужас! Любовь к собаке началась в тот же день, когда бабушка сказала, что он некрасивый. Мне стало так обидно за него. Как это так, моя собака, хоть и пудель, а некрасивая?! И я стал его любить. С тех пор таких детей, каким был я сам тогда, я не встречал. Кто так увлеченно стал бы всем заниматься. Прогулки, кормление - все это было мое. Это не была собака, которую покупают ребенку,
а занимаются с ней родители, это была моя собака. Он был переростком малого пуделя, сантиметров 47, с чудесным характером, с грустными глазами, обычный первый пудель. С ним я прошел большую школу, научился ухаживать. Он быстро перецвел, не был коричневым, а скорее кофе с молоком. Он был очень нарядный, шерстяной. Без родословной. Я очень увлекся и почти сразу, когда ему было года два, стал мечтать о черной собаке. Не знаю почему. Было такое издание - "Пудель" Анне-Мари Вольф-Тальбот, настольная книжка всех пуделистов. С нее все началось, черные пудели меня поразили.

Тогда ты за ним ухаживал сам? Что именно ты делал?
- Я мыл свою собаку регулярно. Не сразу я начал сушить его феном, но у него была очень удобная шерсть, которая практически не сбивалась в колтуны. Если его помыть и не сушить, не оттягивать, он имел вид очень достойный. Он обладал всеми качествами, чтобы не вызвать антипатии к этой породе.

А кто его стриг?
- Я сам его стриг. Папа был очень аккуратный человек, и он первое время стриг ему морду и лапки. Раньше была традиция стричь первую детскую шерсть налысо. Помню, как весной это красивое создание было пострижено чуть ли не овечьими ножницами налысо. А потом начался дачный сезон, и я стал стричь его сам. Я привык к тому, что он всегда стриженый, всегда аккуратный, и когда его чуть-чуть запустили, взялся за ножницы. Потом я первый раз пришел на выставку, посмотрел, пришел домой и сделал что-то  подобное. Очень осторожно. Я тогда учился в Художественном училище и был не чужд творчеству. Увлекся я серьезно, пришел в клуб собаководства, по средам там была секция пуделей. Мне захотелось глубже все узнать, я прочел стандарт. Первое, что выяснил, это что мой пудель растянутый. Постепенно я стал посещать выставки. Выставочные собаки меня покорили - красавцы были невероятные, в стрижке скандинавский лев. Это был 92-93 год. В Рязани хорошие мастера тогда были, было на что посмотреть. Меня это захватило полностью. Два раза в год были выставки, два праздника для меня - осенняя выставка и весенняя. И я стал просить у родителей выставочную собаку. Была возможность и была конкретная собака, которую я у них просил, черная, финских линий. Они мне не разрешили - такой же комплекс - две собаки - привилегия богатых, мы держать двух не можем. Не поняли глубину моего увлечения. Поехал я даже самовольно брать ее, думал - принесу, не выкинут. И мне ее не отдали. У меня были волосы длинные, доверия своим видом я не внушал. Сложилось так, что в 16 лет я семейный очаг покинул, стал сам зарабатывать деньги, и примерно через год я оплатил вязку в Москве одной из рязанских черных сук, с Хэппи (Хэппи Арлекин с Альтейросеи). И двух щенков из этого помета я взял за стоимость этой вязки. Кобеля я продал, а суку оставил себе. Таким образом была приобретена моя первая выставочная собака.

В какой момент ты стал стричь профессионально? Первую свою выставочную собаку ты сам стриг?
- Да, получилось так, что кроме меня моих собак никто никогда не стриг. И самую первую стрижку к выставке своей первой выставочной собаки я делал сам.
Страшно было?
- Своих собак всегда страшно, всегда жалко, всегда недостригаешь, хочется больше оставить. Этот порог я очень долго не мог преодолеть. Жалеешь лишнюю шерсть на своей собаке, чувствуешь, что надо бы больше состричь, что было бы лучше, но не можешь, к сожалению. Но никогда ни один мастер не касался моих собак.
Мой тесть очень мне помог. Он сказал: "Хочешь учиться - давай, я помогу тебе финансами". Я пошел в Рязанский клуб собаководства и попросил у них телефон каких-нибудь курсов. Меня спросили, поеду ли я в Москву. И я ответил, что поеду. И в итоге я каждую неделю из Рязани преодолевал двести километров туда и двести обратно на курсы по стрижке к Любовь Семеновне Батышевой. Это был героический поступок - около девяти часов я был в пути и порядка четырех-пяти часов проводил на курсах. И в одно время с этими курсами у меня появилась моя выставочная собака. Моя первая выставочная собака была довольно простой, ничего особо интересного, но свое первое Бест ин Шоу я выиграл именно с ней. Тогда в жизни появилось что-то новое, больше, чем стрижка. Появились выставки. Тогда я понял, что это очень, черт возьми, приятно - выигрывать.

0

2

Как началась твоя карьера профессионального грумера, когда ты стал стричь чужих собак к выставке?
- Началось все очень просто - сначала соседи, домашние стрижки, потом курсы, и когда курсы я окончил, моя собака стала как бы рекламой. Я приходил с ней на выставку, все видели, что уровень подготовки этой собаки на порядок выше тех собак, которые приготовлены другими, опытными уже мастерами. Она действительно отличалась. Тогда у меня не было никаких других собак к выставке, я готовил ее одну, я мог посвятить этому двадцать часов, доводя до совершенства. И люди стали ко мне обращаться. За достаточно короткий срок у меня сформировалась выставочная клиентура. Я провел большую работу. К моменту переезда из Рязани у меня была солидная клиентура, как выставочная, так и не выставочная, очень стабильная круглый год, не было сезонности. Приучал людей ухаживать за собакой, работал очень серьезно.
Сколько у тебя было примерно клиентов на тот момент?
- Я закончил где-то на 150 постоянных, солидных клиентах. Это где-то года три-четыре назад. Статистику я подвел, когда клиентура передавалась другому мастеру. Я и сейчас свой город не забываю, посещаю каждый год выставки. И из года в год выигрываю там Бест ин Шоу. САСевская сезонная выставка. Вот такой я выходец из Рязани. Первый, по-моему, был Сергей Есенин, а второй я - как бы Сергей Есенин от кинологии. Руководитель клуба, когда встает на банкете по окончании выставки (а эксперты многие не знают, что я оттуда родом), говорит тост за рязанскую собаку, которая "в очередной раз выиграла Бест ин Шоу". Первый вопрос эксперта: "Какая рязанская собака, ведь выиграл же парень из Москвы?" Город маленький, тесный, пройдя по улице, всегда можно было увидеть собак, которых подстриг сам. И свою собаку узнать легко. Получилось так, что для такого города у меня действительно была хорошая клиентура, большой объем работы. Если люди приходили ко мне, то они приходили ко мне на пять лет и больше, это была уже практически семья, другие отношения. Люди там более консервативные, и качество их вполне устраивало. Я с каждым отрабатывал определенную длину шерсти. Если люди справлялись с пышными штанами, значит, они у их собаки были, если не справлялись, значит, они были короче. Кто-то не хотел сам вообще ухаживать - и стригся регулярно, чаще. Сейчас я работаю совсем по-другому.

0

3

Как ты собрался переезжать в Москву? Что подвинуло тебя на этот шаг?
- Здесь не обошлось без роли Георгия Васильевича Баклушина. Незадолго до меня он переехал в Москву. Он признанный профессионал-пуделист, он меня и заметил тогда. У него возникла потребность в мастере. Это было время еще до дефолта, были довольно высокие цены на стрижки, порядка 50 долларов стоила хорошая стрижка, очереди, неудобные условия, надо было привозить собаку, мыть. Я думаю, он просто захотел альтернативы. А я готовил Пьера Голден Блик, в моей стрижке он успешно выставлялся, меня Георгий Васильевич заметил. И первые собаки, которых я стриг в Москве, это его собаки. Получилось так, что маленькая московская клиентура у меня сложилась уже на курсах. Были люди, которые приходили на курсы стричь своих собак и хотели, чтобы правую половину им стриг Рома. Моя работа в Москве началась с выездов, это не была еще жизнь в Москве. Надо было подстричь Георгию Васильевичу собак, я приезжал на один-два дня, останавливался у него. В наборе первоначальной клиентуры он мне очень помог. Людей устраивало качество. Я еще учился тогда, не был устоявшимся шоу-мастером. Много было сделано вместе с Георгием Васильевичем, он начал меня раскручивать, предлагать другим владельцам. Сначала я приезжал на один день, потом оставался еще на один, потому что еще какая-то работа появлялась, потом на три, на четыре, заканчивалось тем, что иногда я возвращался домой в неделю или даже в две недели один раз. Стриг я в основном выставочных собак.
Инициатива переезда была твоя?
- Получилось так, что объем работы в Москве уже стал настолько большим, что смог бы меня здесь обеспечить. Работа здесь безусловно интересней. Работа с выставочными собаками представляет собой гораздо больший интерес, чем работа с домашними. В общем, я почувствовал, что могу делать больше, намного больше. Здесь стали обращаться ко мне акулы этого дела, такие, как Елена Авдеева, Людмила Губанова, люди, которые имели большой вес с пуделином мире. Был длительный период, больше года, когда я в Москве уже полномасштабно работал, возвращаясь изредка домой. И тогда встал вопрос - так больше продолжаться не может, тяжело жить в поездах или у кого-то, надо переезжать.
В настоящий момент весь твой доход - это собаки?
- Да. Я профессионал в этом деле. Хендлинг, конечно, сейчас добавляется, стрижки

0

4

Когда у тебя щелкнуло в голове, что вся твоя жизнь будет в этом заключаться? Когда произошел переход от хобби к работе?
- Полюбил я это дело очень давно. Я человек увлеченный. Это хорошая альтернатива моему образования. Я не могу сказать, что я много зарабатываю, столько, сколько меня устраивает, но я прогрессирую. Я художник-педагог по образованию, понятно, что это бы меня не кормило, и, глядя на своих сокурсников, я понимаю, что шикарная альтернатива получилась - и выход творческой потребности, и финансовая поддержка. Когда я понял, что это мне дает доход, что на эти деньги я могу жить, могу себе кое-что позволить, я понял, что нужно раскручиваться. Я не привык делать что-то не до конца. Получилось, что и собаки, и училище, и то и другое требовали меня полностью. Совмещать у меня не получалось. В итоге я год не доучился в художественном училище, пришлось бросить. Вот тогда выбор и был сделан. Все окружающие отнеслись к этому скептически. Нет такой профессии - грумер.
Действительно, у нас в стране нет такой профессии. А сейчас тебя не посещает беспокойство относительно будущего?
- Да нет. Сейчас как раз наша кинология переходит в рамки профессиональной, подобно американской кинологии, европейской. Она дает широчайшее поле для развития таких людей, как я. Это уже не любительское собаководство. Сейчас выиграть может только та собака, которая классно подготовлена. Я думаю, сейчас гораздо больше перспектив. Так что я не волнуюсь.
Расскажи, как развивалась твоя карьера в Москве.
- Здесь я прошел большую школу, здесь было, безусловно, очень много разочарований, очень много сложностей. Когда я выигрываю в Европе какой-нибудь конкурс, меня спрашивают, трудно ли мне было. Я говорю, что труднее всего мне было победить в Москве в 1999 году на первом конкурсе грумеров в своей жизни, потому что там была и политика... Это Россия, что об этом говорить, пробиться здесь гораздо сложнее, препятствий было достаточно много. Тут было побольше предательства, игры, побольше грязной политики. Но, тем не менее, когда цель ясна, человек к ней продвигается. Я в шестнадцать лет ушел из дома, сам себя обеспечивал, многого научился добиваться сам.

0

5

Какие основные моменты твоей карьеры тебе особенно запомнились, какие-то события?
- До 1999 года я занимал определенную нишу, я работал, у меня была хорошая клиентура, собаки побеждали, но я не был первым и даже в первой пятерке не был, если ее очертить. Но вот как раз 99-ый год - переломный момент, "Фауна" в январе 99-го, когда впервые проводился конкурс парикмахеров по международным правилам, когда была интерэкспертиза, когда я победил независимо ни от чего. И в тот же день победила в Бест ин Шоу собака, которую я готовил - Элегант Стайл Гейша Славянка. Такой вот дубль. И тогда народ стал ко мне по-другому относиться. Это был толчок. Я выиграл поездку во Францию на конкурс грумеров, но не попал. Я считаю, что все-таки по политическим соображениям. Не буду их озвучивать, это мое мнение. Даже не смотря на то, что я не попал во Францию и не выиграл там, а выиграл другой человек, который все-таки туда попал, который проиграл здесь мне, был вторым, толчок был глобальнейший. Я понял, что в моей жизни что-то произошло. Я по-другому зазвучал. И пошли клиенты. Меня стали узнавать эксперты. До этого я существовал узко, в рамках своей породы, а здесь круг общения значительно расширился, появились такие звезды, как Анна Бабаева, Людмила Мун, все эти люди обратили на меня внимание. На тот момент и по сей день они составляют основу РКФ, заводчики, которые всю свою жизнь посвятили породе.
Насколько, на твой взгляд, груминг - ремесло, и насколько искусство? И еще один вопрос - насколько известность грумера зависит от умения делать промоушн? Ты ведь мастер в этом деле.
- Да, я хочу сказать, что промоушн - это нужно. Но это вспомогательный элемент. В основе лежит мастерство грумера, его талант, его способности.
Но возможно путем упорного труда научиться делать это "high-class" или все-таки это талант?
- Я думаю, талант. Хотя нет, скорее, талант и трудолюбие. Могу привести такую аналогию. В художественном училище, на первом курсе, всем лет по 15-16, есть очень талантливые, и очень трудолюбивые. Всегда есть такая категория - трудолюбивые, которые трудятся, не покладая рук, трудятся, но таланта им не хватает. А талантливые могут месяц спать, а потом что-нибудь наверстали за ночь, и педагоги все восхищаются. Это первый курс - талантливые звезды и трудолюбивые середняки. И четвертый курс, когда трудолюбивые, находясь в кругу талантливых, уже выдают стабильную классную работу. И талантливые, которые в принципе уже и не могут что-нибудь сделать, их подтягивают, но... Поэтому на самом деле это микс таланта и трудолюбия. Я - реальный трудоголик, я фанат, я могу невероятный объем работы проделать. Я люблю эту работу, даже когда большой перегруз, все равно она мне доставляет наслаждение. И еще есть понятие вдохновения. Есть люди, которые ждут вдохновения, а пока его нет, они ничего толком сделать не могут. Ко мне вдохновение приходит от работы. Я ставлю собаку на стол, делаю первые взмахи ножницами, и все - я завелся. Это качество мне помогает. Работа эта не из легких. Я думаю, что хорошим средним мастером может стать просто трудоголик, а талантливый может стать звездой. И плюс человеческие качества - коммуникабельность и умение делать промоушн.

0

6

Поговорим о технике. Ты мастер высокого класса и людям интересно, как ты это делаешь. Чем, каким инструментом ты работаешь?
- Трудно описать это. Проще гораздо показать. Инструмент разный, у меня есть ножницы от дешевых, от 40 долларов, до дорогих, 350-долларовых, из хорошей стали, солидной фирмы. Что мне нравится? Вполне традиционные расчески - пуходерка, грабли с довольно редкими длинными зубьями. Фен мощностью 1,5-2 тысячи ватт. Я не работаю со штативом, не работаю с ассистентом, я всегда работаю в контакте с собакой, никого не прошу держать, я предпочитаю два-три раза помучиться. Пудели обучаются очень легко. На третьей стрижке собака уже не создает никаких препятствий. Я работаю сам.
С чего начинал ты в косметике и что используешь сейчас?
- У многих это вызывает иронию, но сейчас я работаю с тем, с чего начинал. В то время, когда я начинал, еще не было никаких известных собачьих фирм, ассортимент в зоомагазинах оставлял желать лучшего, были только шампуни с противоклещевым и противоблошиным эффектом, которые отвратительно пахли. И лучшим был любой человеческий шампунь для сухих и ломких волос. Pantene Pro V давал нам достаточно приличные результаты. Шерсть была пышная, блестела, не пачкалась, и на выставке собаки выглядели отлично. Потом был период, когда я начал побеждать в конкурсах, серьезные фирмы мной заинтересовались, было вылито много галлонов дорогой собачьей косметики, итальянской, американской, французской, немецкой, каждая фирма пыталась привлечь внимание: "Попробуй вот это, попробуй то". Я попробовал очень много. Не хочу ничего плохого говорить, все очень индивидуально. Шампунь какой-то конкретной фирмы может конкретной собаке подходить идеально, а моей нет. Я вернулся к тому, с чего начинал. Я пользуюсь человеческой формулой для сухих и ломких волос.
На всех собаках?
- На всех, меня это устраивает. Равно как и на моих клиентах. Я никогда не заставляю, мойте, чем хотите, но если я стригу Вашу собаку, то будьте добры в этот день помыть тем, чем я хочу. Потому что мне это удобно. Это удобно для меня, мне удобно работать с шерстью, помытой конкретной косметикой именно такого плана. В каждодневном уходе Вы можете использовать масла, бальзамы, кондиционеры, все что угодно.

0

7

Как насчет бальзамов?
- Обычно я использую на каждый день отдельно шампунь, отдельно бальзам. Также любой человеческой фирмы. Они также точно предназначены для частого применения. В основе лежит довольно обычная химическая формула. Если вы проанализируете состав любого шампуня ведущей собачьей фирмы и любого шампуня для людей, то увидите, что не так это друг от друга далеко, одни и те же химические компоненты.
Производителисобачьей косметики много говорят собачьем уровне PH и о человеческом уровне PH, о том, что собачья косметика сделана именно для собак. Что ты об этом думаешь?
- Я одно могу сказать, я не химик, но я пробовал все на длинной дистанции, не так, что я помыл один раз шампунем какой-то фирмы и высказал свое мнение, ничего подобного. Я брал косметику - галлон или два, получалось, что я три месяца использую косметику одной фирмы и смотрю на результат. И в итоге понимаю, что не так - путается, ломается, что-либо еще. Как правило, все заканчивалось тем, что результат меня не устраивал. У меня свои определенные требования к шерсти. Та косметика, которую сейчас я использую, на протяжении долгого времени довольно стабильна. Дает однозначный устраивающий меня результат. У меня ухоженные, не пыльные, не спутанные собаки, шерсть не склеивается, выглядит классно. Это мои собаки и собаки моих клиентов. Есть, безусловно, люди, которые принимают мою формулу подхода и довольны. Я собрал много подписей в защиту.
А бальзам всегда используется?
- Не принципиально. Я скажу одно - если брать профессиональные собачьи формулы, то я использую из них масла. Если хорошее масло, я американскую сейчас использую формулу, не обязательно наносить бальзам. Можно помыть тем же 2 в 1 шампунем, можно даже обычным, но лучше 2 в 1. С кондиционером. И ту самую важную часть гривы, где резиночки и папильотки, все эти промежуточки, все касательные, где шерсть соприкасается между собой, все это я смазываю маслом. Это даже не масло, это спрей. Когда я высушил и разобрал на резинки, я обязательно использую его. Масло, которое впитывается буквально за 10 минут и высыхает. Есть такого плана продукты, я не буду называть конкретные фирмы, практически каждая собачья компания предлагает формулу такого масла. Через 10-15 минут оно впиталось, сохраняет великолепно гриву, две недели я вообще не трогаю, никаких колтунов, мне только изредка приходится поправить на голове резиночки, потому что они растрепываются. Я не расчесываю собак сухими, я использую кондиционеры и антистатики собачьих фирм. Я мою человеческим шампунем, но выборочно использую еще те или иные продукты собачьих фирм, а именно кондиционеры и антистатики, и масла. Это два направления, которые я использую.

0

8

То есть масла ты для всех собак используешь, не только для тех, у кого ломкая шерсть?
- Да. Это обязательно в повседневном уходе для любых собак.
Ты раз в две недели моешь?
- Да. На протяжении двух недель я вообще собаки не касаюсь, поправляю только голову, если это нужно. Я тщательно расчесываю - как только я выключил фен, это означает, что в этой собаке не осталось ни одного колтуна, даже малейшего. То есть я заканчиваю с колтунами, если они есть, в процессе сушки. Потом я уже не дочесываю, не додираю. Я все тщательно разбираю пальцами, пуходеркой. Я не видел ни одного эффективного средства от колтунов. Если собака спуталась, использую бальзам в чуть большем количестве, точно также сушу и разбираю. Помыл, высушил, разобрал, отфенил - собачка стоит образцовая. Убираю всю гриву в резинки.
А какие нюансы существуют при подготовке шерсти к выставке? Возможно, ты какие-то дополнительные средства используешь?
- Я использую аналогичный подход. Просто, как правило, без бальзама, или шампунь 2 в 1, или шампунь в чистом виде, без применения кондиционера. Но обязательно с применением антистатика. У шерсти есть свойство быть сухой, летать и электризоваться, если она не кондиционирована и не намазана бальзамом. Я использую любой антистатик, каждая фирма имеет свои формулы. Я опрыскиваю им и сушу, это гасит полностью все эти проблемы, дает дополнительный блеск. Шерсть получается управляемая, очень приятная, и при этом очень пышная и объемная. В связи с отменой лака я стал использовать некоторые текстурные формулы шампуней, сделанные как раз для собак. Это делает шерсть чуть жестче, дает больше объема. Я использую такие шампуни не во всех случаях, только для определенной шерсти, там, где это необходимо. Есть собаки, которым это не нужно.
На каких образцах ты учился стричь? И продолжаешь ли ты сейчас учиться у кого-то?
- Скажу все-таки, что в большей степени учился я на своих собаках, то есть все эксперименты, все идеи, все догадки я старался воплощать на своих собаках, так как не хотел подставлять клиентов, не хотел на них экспериментировать, не хотел рисковать. Все самое экстремальное, все самое необычное, все новое доставалось моим собакам. Если идея удавалась, то потом это становилось достоянием клиентов. Учусь постоянно, учусь в любом случае, учусь по сей день, в основном по фотографиям. Сейчас, владея техникой, выбираю что-то, смотрю много американской литературы. Не смотря на то, что существует очень большая разница между их стилем и нашим, я у них учусь очень многому. Сегодня американцы для меня - эталон, и технически, и, в какой-то степени, идейно. Я стараюсь сделать микс между американским стилем и скандинавским, смоделировать что-то среднее.

0

9

На твой взгляд, в чем секрет хорошей стрижки? - Весь секрет в любви и в огромном, колоссальном труде. Безусловно, если человек целеустремленный, если он ставит перед собой цель выполнить красивую работу, у него получится. И талант, безусловно. Составляющих несколько.
Ты видишь собаку - что заставляет тебя сказать, что она классно подстрижена?
- Чистота силуэта, чистота выполненной работы. Техника. Я видел очень много работ стильных, интересных, но не доведенных до конца. Именно с точки зрения работы ножницами. Я бы хотел видеть окончательный "finish type", я хотел бы, чтобы работа была закончена, и идея, которая была нанесена штрихами, была так же хорошо выдержана и в окончательном варианте, в конце работы.
А в силуэте?
- Я хотел бы видеть элегантный перед, я хотел бы видеть длинную шею, компактное тело, но не вычурно, не экстремально, не кукольно. В большей степени я хотел бы видеть натуральный стиль. Не нужно каких-то невероятных характеристик. Я хотел бы видеть все с прибавлением в степени "чуть". Чуть длиннее, чуть короче, чем есть на самом деле... Я бы хотел видеть спокойные анатомичные линии, плавно перетекающие друг в друга. Я не люблю резкие переходы. Сегодня я люблю мягкую анатомичность.
Что ты можешь сказать о качестве цвета у современных собак?
- На мой взгляд, это большая проблема. Сейчас очень мало собак, которые имеют натуральный окрас очень высокого качества. Их действительно мало. Очень много косметических средств:))), которые корректируют окрас, причем я готов корректировать в степени "чуть", но есть огромное количество откровенно раскрашенных собак.
Ты так не делаешь?
- Именно в той степени откровенности - нет. Я никогда не использую окрашивающие средства, содержащие гидроперит, обесцвечивающие вещества, не использую мощные краски. Только оттеночные. Если это один из недостатков собаки, например, у черной - незначительная бурина, я готов пойти на это как хендлер, как грумер, чтобы подкорректировать. Также незначительно готов подтонировать абрикосов, любую другую собаку. Это делается для шоу. В общем, я думаю, что разведенцы должны думать о том, как выводить окрас, а я работаю потом. Я работаю с тем, что есть. Как хендлер и как грумер я должен сделать собаку красивой.

0

10

Ты сказал, что берешься готовить к выставке не любую собаку, все зависит от экстерьера.
- Это верно только в отношении хендлинга. Что касается стрижки - я подстригу абсолютно любую собаку.
Насколько сложно стричь собаку, имеющую определенные анатомические недостатки?
- Я не принадлежу к тем мастерам, которые бегают и выискивают достойных собак, чтобы сделать себе хорошую рекламу, хороший промоушн. Я готов работать с любой. А в качестве хендлера я действительно не выйду в ринг с любой собакой. Гораздо интереснее и сложнее стричь собаку, у которой есть какие-то проблемы. Когда ты получаешь результат, когда тебе удалось обмануть эксперта и закопать глубоко в шерсть и стрижку этот недостаток, ты чувствуешь себя победителем. Редко бывают такое, что ты готовишь анатомически правильную классную собаку, когда от тебя не требуется что-то изобретать, когда работа идет легко и быстро.
Дел Даль рекомендует регулярно во время стрижки опускать собаку на пол, смотреть ее в движении и корректировать стрижку. Ты так делаешь? - Не регулярно. Я достаточно опытный мастер, я предпочитаю посмотреть, что собой представляет собака, в ванной, когда она мокрая, когда ничего не прикрыто шерстью. И тогда я делаю какие-то выводы. Рад бы видеть эту собаку в движении до стрижки. Может быть, не в тот момент, когда я начинаю стричь, потому что это часто очень заросшая собака и не очень хорошо видно. И я предпочитаю посмотреть тогда, когда я выполнил достаточно большой объем работы. Для доводки и для завершения я действительно предпочитаю посмотреть, как собака движется, посмотреть, насколько точно я "попал" или "не попал". Но основная работа к этому моменту обычно выполнена. Это не несколько заходов, а, как правило, один, когда три четверти работы уже позади.
Рома, а скажи, есть ли до сих пор какие-то моменты стрижки, которые вызывают у тебя сложность?
- Как спортсмены бывают в отличной и в не очень хорошей форме, иногда взгляд замыливается, немножко устает. От этого возникают те или иные трудности. Я всегда испытываю творческий подъем после того, как пройдут мои курсы. В процессе работы со студентами я освежаю свой взгляд, отрабатываю, объясняю. Мне обычно какое-то время после курсов необыкновенно легко работать. Но бывает, что возникают какие-то проблемы. Иногда "теряешь" то или иное место, иногда возникают проблемы с передом. Я очень много экспериментирую, нахожусь в постоянном поиске. Я не говорю о том, что я очень часто меняю точку зрения, но я стараюсь больше искать, стараюсь быть свободнее. Безусловно, проблемы возникают. Иногда задние ноги удаются невероятно хорошо, но бывают проблемы с передом, иногда наоборот, иногда с объемом, иногда с пропорциями. Но бывают моменты, когда я в отличной форме. В эти периоды я делаю свои самые удачные работы.

0

11

Еще один провокационный вопрос. Когда ты делаешь собаку, на твой взгляд, с какого места на какое она может перепрыгнуть просто за счет твоей работы, за счет того, что ты сделал?
- В большинстве случаев это все же в большей степени зависит от экстерьерных данных собаки. И, как правило, когда я начинаю работать с какой-то конкретной собакой, я определяю планку. Либо для этой собаки максимумом будет Чемпион России, либо эта собака претендует на звание Интерчемпиона, ряд собак претендуют на большее, на титул Чемпиона Мира или Европы. Я это определяю для себя, и я действительно могу облегчить путь к одному из этих титулов. Но на моей памяти не было случая, когда абсолютно средняя собака достигала уровня Чемпиона или Интерчемпиона. Я определяю планку, я ставлю в известность владельца данной собаки об уровне собаки. Я говорю: "Ребята, я могу действительно помочь стать быстро Чемпионом России" - или - "Ваша собака имеет реальный шанс стать Интерчемпионом". Со мной, безусловно, это будет сделать легче, но не более того.
Рома, а нет ли у тебя ощущения, что в России работа грумеров заменила собой конкуренцию собак? Не кажется ли тебе, что ты льешь воду на мельницу отхода от реального качества собаки? - Мне кажется, не сейчас. Сейчас для меня угас тот соревновательный момент, который одно время имел место быть. В основном это было соревнование в укладках, в длине шерсти. Сегодня есть обратная тенденция. Многие грумеры успокоились, собаки стали более естественны. Я не знаю, кто подогревал эти страсти, кто накалял их. Я скажу точно, что не сами грумеры. Скорее их клиенты требовали от них такого соревнования.
Но ведь ты действительно своей работой улучшаешь внешний вид собаки. А если учесть, что многие эксперты не слишком хорошо знают нашу породу и судят по тому, как собака выглядит, не получается ли так, что экстерьерно лучшие собаки проигрывают хорошо сделанным собакам? - Думаю, в процентном соотношении, если говорить о шансах собаки победить, были случаи в моей жизни, когда собака, имеющая шансы победить 45 к 55, побеждала благодаря тому, что она была лучше подготовлена. Но этого никогда не было, когда было соотношение 20 к 80. Какой бы эксперт не был, но стрижка, лицо хендлера никогда не сможет победить, когда существует значительная разница в уровне экстерьера. Пудель - довольно легкая для понимания экстерьера порода, она имеет классическое сложение, а это понятно для многих экспертов. И те самые основы движения, углы, сочленения - это удобно для понимания всех экспертов, даже для не самых талантливых. Есть просто противники нашей породы, которые не любят пуделя. Пудель - собака классически построенная. Я не могу сказать, что, если собака имеет грубые недостатки сложения, я ничего не смогу с ней сделать. Но если она неправильно несет шею, по настоящему неправильно несет шею, я не смогу поставить ей шею. Я не преувеличиваю свою роль, роль мастеров подобного мне класса. Все-таки мы действительно может сделать из хорошей собаки отличную, из отличной собаки, возможно, превосходную, а из превосходной собаки мы может сделать победителя Best in Show. Но мы не можем сделать из хорошей собаки превосходную.
Рома, а как все-таки твою работу можно определить - как раскрытие достоинств, которые другой мастер, возможно, не раскроет, или же как сокрытие недостатков?
- И то, и другое в равной степени.

0

12

Рома, а в чем, на твой взгляд заключаются основные ошибки мастеров по стрижке?
- Большое количество мастеров, на мой взгляд, не чувствуют связи между стрижкой и экстерьером. Совсем забывают о настоящем сложении пуделя и наделяют его какими-то невероятными углами, невероятными переходами, что не имеет никакой связи с реальностью. И добавляют к этому слабое техническое исполнение. В итоге приятную собаку можно искалечить стрижкой. Это уж точно можно сделать - наделить ее какими-то не присущими ей недостатками.
Рома, а тебе не кажется, что правильная стрижка - это на самом деле очень просто, гораздо проще, чем кажется, просто потому, что экстерьер сам по себе вещь очень простая?
- Однозначно. И как раз в моей образовательной программе, когда я учу людей, делюсь с ними своими знаниями, я использую очень простой, классический, фундаментальный подход, не усложненный какими-то модными, экстремальными веяниями. Я говорю только о геометрии, о параллельных линиях, о перпендикулярных линиях, о цилиндрических формах, о форме шара, то есть я объясняю все простым языком. И речь идет только о классическом подходе, об абсолютно фундаментальном классическом европейском восприятии. Все действительно просто. И равно как молодые люди, так и пожилые, много лет проработавшие в этом бизнесе, понимают это легко. Я разработал систему объяснений, очень простую для понимания. Я со своей системой знакомил американцев, предложил им мои модели, и ими это легко было воспринято. Я услышал очень много хороших откликов по этому поводу. Оказалось, что это удобоваримо и для них. Основная моя идея заключается в том, чтобы создать шаблон, который требует более детальной доводки, но тот самый удобный шаблон, без ошибок, где все на месте, все пропорционально, все сбалансировано. Искусство состоит в том, чтобы довести это до совершенства. Это очень здорово, если человек умеет создать этот шаблон, думая о пропорциях и балансе. Когда нет никаких грубых ошибок, нет непропорциональности, когда все очень спокойно, очень правильно, очень уравновешенно.

0

13

Давай поговорим о конкурсах грумеров. Расскажи про свой первый конкурс. Он проходил в Москве?
- Да, это было в Москве. Тогда я был уже примелькавшийся молодой человек, и мне долгое время предлагали принять участие в тех или иных конкурсах грумеров, но эти конкурсы не имели никакого отношения к конкурсам, проводимым по международным правилам. В основном это было так - человек с готовой уже собакой выходит в ринг, равно и как несколько других, независимо от породы собаки. Они вместе сравниваются и какой-то почетный, опытный мастер выбирает первого из них. Это в России долгое время называлось конкурсом парикмахеров. Но в 1999 году мне предложили принять участие в первом в России конкурсе грумеров с международной экспертизой и проводимом по международным правилам. То есть где собака должна быть помыта, оттянута, у нее могут быть бриты только подушечки лап и область паха. На разные породы дается разное время - время ограничено. И тогда, если я не ошибаюсь, на пуделя в скандинавском льве, в шоу-кондиции, с оформлением топ-нота, я имел два с половиной часа. Это было чуть больше, чем по международным правилам, поэтому потом я столкнулся с проблемой. В тех странах, где я бывал на конкурсах после этого, у меня было всего два часа. Собака должна быть подстрижена не менее чем за 45 дней до конкурса. В экспертском листе есть специальная графа, в которую в случае недостаточной длины шерсти эксперт ставит пометку перед началом конкурса. Но, тем не менее, главный критерий - это чтобы собака после того, как грумер поработал, действительно сильно отличалась от той собаки, которая была представлена до начала работы. Поэтому чем больший объем работы грумер в короткий промежуток времени выполнил, тем выше его оценит эксперт. Позже, когда я сам стал экспертом, я оценил это по достоинству. Потому что иногда особо и нечего делать с собакой и мастер действительно великолепно завершает свою работу, ни волоска мимо, на высочайшем уровне, но для меня всегда побеждает та собака, которая, может быть, не настолько вылизана, но имела больший объем работы. Потому что это совсем другая категория работы. В общем, поступило предложение, я загорелся. На тот момент как мастер я находился в отличной форме. Это был январь месяц 1999 года, если я не ошибаюсь. Я принял решение участвовать. Я почему-то ждал, что это будет почетный такой эксперт, какая-нибудь пожилая бабушка. А в качестве эксперта оказалась женщина из Бельгии - Kitty Dekeersgieter. Она сыграла громаднейшую роль в моей жизни, потом мы стали настоящими друзьями, она мне много помогала. Она стала моим учителем в области техники, научила меня правильно держать ножницы, правильно работать, она мне очень много дала, никто до сих пор не дал мне столько именно с точки зрения технической стороны дела. Но все это было потом. И вот тот день наступил, конкуренция была потрясающая. Все звезды настоящего времени - это и Елена Левина, и Наталья Фомичева, и Виктор Фирсов, Дина Куприянова и многие другие мастера, которые сейчас являются топ-мастерами и топ-хендлерами. Я был абсолютным аутсайдером, парень из Рязани, никто не ждал от меня чего-то особенного. Я просто пришел и сделал свою работу. Сказать, чтобы я волновался - нет, потому что я не имел амбиций победить. Я оценил по достоинству людей, которые находились вокруг меня, сконцентрировался и решил, что надо хорошо делать свою работу. И получилось. Я тогда стриг одну из дочерей Мартина (Milamarten Bonaparte). Она мне тоже очень помогла, она была в отличной кондиции, с шикарной черной шерстью, с очень длинным топ-нотом. И это оказалось для эксперта из Бельгии большой неожиданностью. Сам стиль, сам подход, и этот громадный топ-нот, это было для нее неожиданностью, и это был дополнительный плюс. Я не ставил своей целью непременно выиграть, но я был в отличной форме, у меня были свои хитрости, была своя стратегия. Я не смог посетить семинар, который проводила Kitty до этого конкурса, но, тем не менее, свои планы у меня были, я четко разработал себе временной график, то есть на каждую деталь - определенное время. И я четко следовал этому графику. Оказалось, что эта стратегия принесла свои хорошие плоды. Впоследствии я не менял этой стратегии, она является основой. Если я не укладываюсь, например, в 15 минут на конкретную деталь - на заднюю ногу, это означает, что через 15 минут я не успею сделать следующую. Как только начинается торможение, все - ты теряешься, ты сбиваешься с графика, это означает, что ты не закончишь работу. Поэтому если на какой-то детали ты сэкономил, ты возвращаешься к детали, которую ты недоделал. Вот это и являлось основой моей стратегии. Работа получилась действительно чистая, может быть, чуть тяжеловата. Я в большей степени нервничал на укладке из-за нетрадиционно короткого времени - порядка пятнадцати-двадцати минут на весь топ-нот, включая резинки, включая лак и включая завершение ножницами линии верха. Этого я не ожидал и немного перелачил. Но это больше для нас было заметно, чем для бельгийского эксперта - она была просто поражена тем, что такие топ-ноты бывают, она никогда такой длины шерсти и такую работу в рамках конкурса грумеров не видела. Наши конкурсы грумеров имеют несколько иное развитие. На самом первом, в 1999 году, и на последующих конкурсах, принимали участие профессиональные мастера, в основном это профессиональные грумеры и профессиональные хендлеры. В Европе, равно как и в Америке, эта область зародилась от салонных мастеров, которые в основном работают с домашними собаками, с домашними любимцами, и поэтому основным критерием конкурса грумеров в Европе и в Америке являлось и по сей день является техническое исполнение. Гораздо меньшее внимание уделялось (может быть, до появления русских мастеров, мы все-таки сдвинули это с мертвой точки) стилю, и гораздо большее - техническому исполнению. То есть каждый волосок должен быть на месте, эксперт это тщательно проверяет расческой. Также важна симметрия. Участники конкурса, в основном, салонные мастера. И то, что сделали впоследствии российские мастера в этих конкурсах - это была действительно революция и сильное продвижение. Это, на мой взгляд, новый виток для Интергрума. После этого они стали приглашать профессиональных европейских заводчиков, европейских хендлеров в качестве экспертов, потому что им стала интересна их точка зрения, иной взгляд. Kitty была счастлива, я думаю, увидеть столько профессиональных грумеров. То есть это не был традиционный шаблонный подход, когда тридцать человек стригут одну и ту же модель, это было нечто совершенно иное, и она действительно наслаждалась. Она отдала предпочтение мне. Второй, если я не ошибаюсь, была Наталья Фомичева с керри-блю терьером, третьей - Елена Левина, а Людмила Мун была четвертой с американским кокер-спаниелем. Это был взрыв, это событие перевернуло мою жизнь. Оно обратило на меня внимание очень многих людей, если можно так выразиться, "боссов" российской кинологии. Я считаю, тот день был для моей карьеры решающим. И приятным завершением дня было то, что собака, которую я готовил в ринг, победила в Best in Show. Эта была Элегант Стайл Гейша Славянка. Она выиграла, подтвердив тем самым мою квалификацию как мастера также и на профессиональном ринге. Для меня профессиональный ринг - это главное, но конкурсы - это реальный экзамен - на технику, на самообладание. В том, что ты можешь выполнить за 5-6 часов классную работу, нет ничего необыкновенного, но то, что ты должен сузить это до рамок двух часов, и при этом сохранить и стиль, и красоту, и пропорции, и выполнить технически хорошо - не все мастера с этим справляются. Борьба в большей степени идет с собой, нежели с соперниками. Если ты смог совладать с собой, если смог собраться, если сумел все четко рассчитать, тогда шанс есть. Я вспоминаю ножницы, которыми работали наши мастера, и просто шоковое состояние Kitty как первого эксперта. Она не представляла, как таким инструментов можно сделать такую работу. Она задавала себе этот вопрос, она, по-моему, подарила все ножницы, которые у нее были с собой, нашим мастерам, все раздала. Главным призом конкурса была поездка во Францию на подобный конкурс, но я не попал туда. Попала Наталья Фомичева и триумфально выступила, выиграв в очень серьезной конкуренции. Получилось так, что не я первый заявил о русских грумерах на международном уровне, а Наталья. Но меня тоже ждали, обо мне много слышали. Я поехал в Берлин, это был 2000 год. У меня были проблемы со здоровьем накануне поездки, я более трех недель не стриг вообще. Я имел очень заросшую собаку, шикарную собаку, Алекса (Russian Figure Skater vom Badener Rebland), с еще более длинным топ-нотом, трехмесячной зарослости. Я просто шел ва-банк, потому что я уже не был "первым русским". Я понимал, что это должно быть состоянием шока для них - то, что я сделаю. Я должен был взорвать бомбу. Я четко понимал, что среднестатистической работой я не отделаюсь. Если я хочу победить, я должен сделать что-то невероятное. Но я действительно имел проблемы со здоровьем, я остыл, есть такое понятие - "рука остывает". Мне было очень сложно. Но, тем не менее, в конкурсе чемпионов из тридцати мастеров, которых пригласили туда, я попал в шестерку. Но далее не прошел, я думаю, из-за технических огрехов. Хотя работа была грандиозная и ее по достоинству оценили, но для этого конкурса требовалось чуть чище, чуть больше. Я полностью отдавал себе отчет в недостатках, но духом не пал. Вспоминая сейчас о том, каким был Алекс трехмесячной зарослости, эти сорок сантиметров гривы и два часа времени, мне трудно представить, смогу ли я повторить такое когда-нибудь. Сейчас, имея отличные ножницы и находясь в отличной форме, я думаю, что не смогу повторить это на том же уровне, на котором я сделал это в 2000 году в Берлине. Я выложился на все сто процентов. Через полтора месяца я снова принял участие в подобном конкурсе, в Чемпионате Италии. По своей инициативе, за свой счет, с вложением собственных денег. Увидев мою работу в Германии, мне сделали приглашение в Италию. И я решил попытать счастья. Оговорюсь, что в Берлин я ездил бесплатно в качестве приза за первый конкурс 1999 года. Если конкурс в Берлине имел статус Чемпионата Европы, то конкурс в Италии имел статус Национального Чемпионата. Это популярный конкурс, с хорошими призовыми, с огромным количеством европейских участников. Надо отдать должное организатору этого конкурса, Umberto Lehman, он действительно выдающийся организатор, конкурс имеет очень высокий уровень организации и собирает большое количество участников. Если я не ошибаюсь, в классе пуделей было около сорока собак. Я принял решение, что полечу в Италию и буду соревноваться. Я выиграл этот сложный класс, с той же собакой. Он не был настолько сильно заросшим, хотя он очень быстро обрастает, и шерсти было более чем достаточно для конкурса. Я выиграл класс пуделей, затем я стал грумером дня и выиграл Best in Show, став лучшим грумером. Этот конкурс был принципиальным для меня, потому что мне было бы трудно психологически пережить еще одно поражение. Я поставил для себя серьезную высоту и, слава Богу, я взял ее. За мной закрепилось звание экстремала, потому что в то время эти топ-ноты были не характерны для Интергрума. У меня появилось много поклонников и хороших друзей, которые оценили меня по достоинству, и которые до сих пор не могут понять, как все это делается на голове у пуделя. Я получил призовые деньги, достаточную сумму. Я решил на этом не останавливаться и попробовать свои силы в самом крупном событии в мире в этой отрасли. Это Чемпионат Мира, который ежегодно проходит в Америке. Он собирает колоссальное количество участников и в этом не сравним ни с каким европейским конкурсом, не говоря уже о российских. Это поистине грандиозное событие с большим количеством экспертов. Огромное спасибо Shirlee Kalstone как основателю Интергрума. Я решил, что самым лучшим вложением выигранных в Италии денег будет поездка в Америку. Я соревновался три дня и принимал участие в трех конкурсах. Первый конкурс называется "Грумер года", я участвовал в классе пуделей, второй - это Чемпионат Oster, Чемпионат чемпионов, это VIP-конкурс, на который приглашают конкретных участников, и в третий день - это конкурс Rags To Riches, где главная задача - сделать хорошую собаку за очень короткое время, при этом очень сильно изменив стиль. Я имел трех собак, одну я привез с собой и двух заказал в Америке. Программа была очень серьезная, было тяжело из-за разницы во времени. В первый день я быстро понял, что Америка - это другая планета. Что это другие эксперты и что они не собираются принимать никаким образом никакие навороты европейского стиля. Что речь не идет ни о какой элегантности, что только одно голое требование - техника стрижки. Я имел состав экспертов из трех американцев и не попал в расстановку в классе, хотя работа была сделана серьезная. Возможно, для них это было мало. Для меня это было достаточно. Это был белый малый пудель, ему было только пятнадцать месяцев, очень заросший - мне "везло" на конкурсах, я, как правило, не имел легкой работы. Я не попал в расстановку, и это был сильный удар для меня. Я вложил достаточно серьезные деньги в эту поездку, я об этом должен был думать. На следующий день в конкурсе чемпионов я вышел со своей собакой, с Испахан. И не смог сделать вообще ничего. В итоге не попал в финал. Мне неимоверных усилий стоило во второй день выйти соревноваться, я сделал хорошую работу, но снова недостаточную, в смысле техники, по американским критериям. Все должно быть абсолютно ровно, и американцы невероятно хороши в этом деле. То, что они делают абсолютно ровно - это факт, и придраться к этому невозможно. Это и есть ключевая идея конкурса. Этому уделяется особое внимание, они имеют отличный инструмент, чтобы сделать это, отличную косметику, которая помогает им сделать это. И, естественно, руки. Когда я работал в основном с домашними собаками, я был на высоте именно в этом деле. Я стриг очень быстро, очень коротко, очень качественно, очень ровно. Когда я стал работать для шоу, многое изменилось. Я потерял этот навык. Я стал работать медленнее, вдумчивее, стал стричь элегантнее, интереснее, стал обдумывать каждую деталь. Совместить это и есть главная задача для меня как для участника конкурсов грумеров. Не забыть о стиле, не забыть о сложности, не забыть об элегантности, но сделать все при этом быстро и очень точно. Это требует максимального напряжения сил, всего моего умения. Вы не представляете, как мне было страшно выходить на третий день. Я понял, что я теряю деньги, я понял, что я ничего не могу сделать, я понял, что я еще не совсем соответствую техническому уровню американских мастеров. Я понял, что мне не хватает времени, чтобы сделать работу так, как я хочу, так, как я себе представляю. Третий день для меня был катастрофическим, потому что мне дали пяти- или шестимесячной зарослости собаку и два часа. Это был черный миниатюрный пудель. Невероятных усилий мне стоило принять участие в конкурсе на третий день. Несколько раз я принимал решение просто отказаться, я понимал, что все проиграно. Но все-таки мы русские. Я решил, что надо выйти, надо попытать счастья. Независимо от того, какой будет результат. Было огромное количество участников, если я не ошибаюсь, мне пришлось соревноваться с шестьюдесятью именитыми мастерами, из которых десять были экспертами. Этому соревнованию уделяется очень большое внимание, хотя, повторяю, главным событием уикенда является конкурс чемпионов. В нем мне не повезло. И в третий день я стал третьим. Это было грандиозно, я своим третьим местом, по крайней мере, окупил свои расходы. Это было немаловажно для меня. И по сей день путешествие в Америку для россиянина не является дешевым. Я окупил тогда половину поездки. Я был счастлив невероятно, потому что меня увидели, меня оценили, все-таки я пробил эту стену, которую я не мог пробить два дня до этого. Я сделал стрижку типа ветеранской. Для них это тоже было очень ново. Они не видели таких ушей, они не видели этих прелестных хвостиков. И сам фасон, и качество исполнения - все соответствовало их требованиям. На первом месте была колоссальная работа - стандартный пудель невероятной зарослости - выполненная на высочайшем техническом уровне. Вторым был керри-блю терьер. Третье место досталось мне, и такое завершение этого уикенда меня удовлетворило полностью. Я не могу сказать, что я приехал в Россию после этого совсем уж на щите, но и не под щитом, это точно. Это дало мне колоссальный стимул продолжать. Если бы я выступил без всякого успеха в третий день, я не знаю, смог ли бы я поехать туда еще раз и попытать свои силы. Это был такой маленький аванс, маленький намек на продолжение. Оговорюсь, что в промежутках между участием в конкурсах, я несколько раз судил конкурсы в России. Меня приглашали, я не помню точно, сколько раз. Это было в Санкт-Петербурге, дважды в Москве. Это мне значительно помогло впоследствии, потому что это взгляд с другой стороны. В Россию была приглашена Shirlee Kalstone, я проводил экспертизу вместе с ней. Это прекрасная женщина, мы провели шикарный день, отсудили конкурс (было три эксперта - Инна Данилова, Shirlee Kalstone и я), я почерпнул колоссальное количество интересной информации от нее. Она необыкновенный человек. И она как эксперт сделала мне предложение поучаствовать в конкурсе в Америке еще раз. И вот этот день наступил. Конец апреля 2001 года. Приятным сюрпризом для меня было то, что на этот раз экспертиза состояла не только из американцев, были и европейские эксперты. Это облегчало задачу. Единственным разочарованием в 2001 году были собаки, которых мне приготовили. В 2000 году те собаки, которых я заказывал (если ты не имеешь возможности взять собаку с собой, ты можешь за определенные деньги заказать собаку в той стране, где проходит конкурс), были невероятной красоты. Черный мини был очень красивый, о белом мини разговор отдельный, в эту собаку я влюбился. Собаки же, которые мне были предоставлены в 2001 году, были несравнимо худшего экстерьера. Это были мать и дочь, обе очень заросшие. Одна была в континентале и одна в модерне. Качество шерсти было ужасным, она была очень тонкая и мягкая, но обильная. Учитывая то, что очень сложный свет обычно бывает на этих конкурсах, иногда цветной свет, практически невозможно видеть собаку, тем более белую. Я просил черных собак, мне приготовили белых, с ужасной шерстью. С такими собаками шансов у меня было немного, но в первый день я попал в четверку. Это было соревнование "Грумер года". Эксперты оценили сложную категорию моей работы, то есть они оценили сложную шерсть, они оценили большой объем работы. И также для них был несколько неожиданным стиль, потому что мы абсолютно иначе решаем голову, когда стрижем модерн (это был модерн), шею, для них это было необычно и им это понравилось. Я не смог подняться выше четвертого места, но и этого было достаточно. Потому что три собаки, которые стояли передо мной, были выполнены на более высоком техническом уровне. На следующий день мне предстояло соревноваться в конкурсе чемпионов. Я имел такую же точно белую мини, но в континентале. Я был взбодрен своей расстановкой в первый день и решил идти ва-банк, расслабиться. На этот раз был топ-нот, то есть то, чем я мог похвастаться. Наконец я получил козырь. Топ-нот для конкурсов в Америке не типичен, в основном используют стрижку модерн, в американском исполнении. Редко кто пытается делать топ-нот. Я решил, что в этом я силен и попробую взять этим. Ничего не могу сказать - работа сложилась. Работа была эффектная, пропорциональная. Быстро, четко я прошел по своему графику, собрался, сжал кулаки, абстрагировался от всего и сделал эту работу, завершил ее топ-нотом, и топ-нот удался. Они оценили форму - все-таки я сделал это по-европейски. Это было высшим достижением в моей жизни, когда в конкурсе чемпионов из сорока участников я получил второе место. В Америке не принято говорить "второй", я был "первым претендентом". Учитывая статус этого конкурса как Чемпионата Мира, формально я стал Вице-Чемпионом Мира. Но все-таки первая победа в 1999 году была тяжелее. И когда меня спрашивают, тяжело ли мне было соревноваться в Италии, в Америке, где угодно, я говорю, что по-настоящему трудно было соревноваться в России. Из Америки я вернулся победителем, но принял твердое решение продолжать. С одной стороны, я абсолютно удовлетворен своей работой на шоу-рингах, но иногда встряхнуть себя хочется. В общем, я был вдохновлен. Но я не смог принять участие в этом конкурсе в США в этом (2002) году, поскольку меня пригласили туда в качестве эксперта. Это очень почетно. Я знаю, что Наталья Фомичева судила Чемпионат Европы в Берлине, но первым из россиян, который судил такого статуса конкурс в США, был я. Я надеюсь, что оставил хорошее впечатление о себе, скажу, что недовольных особенно не было. Люди в большинстве своем были согласны с экспертизой. Я судил в первый день класс пуделей в соревновании "Грумер года" и единогласно мы предпочли собаку в выставочной стрижке, в континентале, с большим топ-нотом, с укладкой. Очень сложной категории работа, колоссального объема. И единогласно, включая Anders Rossel из Швеции и Loretta Marchese из Америки, мы выбрали эту собаку. Она стала победителем класса пуделей, а затем стала победителем конкурса "Грумер года", так сказать, с нашей подачи, с нашего благословения. Мы очень рады были за нее в финале, мы аплодировали. Одно могу сказать - очень легко было судить в компании этих двух людей - Anders и Loretta, у нас не было разногласий. Настоящее испытание ждало меня в воскресенье. У нас была такая интернациональная компания экспертов, включая одного итальянца и одного американца. И вот там наши мнения разделились. Но, тем не менее, мы смогли прийти к компромиссу, смогли мобилизоваться. Необыкновенно красивый был бишон-фризе, мне кажется, никогда в жизни я не видел так великолепно подстриженного бишона. Он был подстрижен не салонным мастером, а профессионалом, заводчиком, шоу-персоной. И еще поэтому мне эта работа была ближе к сердцу. Сделала его Loretta, та самая женщина, с которой мы судили в первый день пуделей. Во второй день она не судила, она предпочла участвовать, потому что решила, что конкурс чемпионов - это VIP-конкурс. Если не ошибаюсь, из 26 участников в этом году порядка 5-6 были признанными, популярными экспертами. Это конкурс, в котором пробуют силы лучшие мастера всей этой индустрии. Поэтому она принимала в нем участие, и мне было вдвойне приятно быть одним из экспертов, который поставил ее на пьедестале на первое место. Откровенно скажу, что это был мой выбор, я настаивал на нем. Вторым был Flavio Maratore из Италии с фокстерьером. Очень достойная работа. И третьей также была собака, участвовавшая в классе hand-stripping, в тримминговочном классе. Это очень сложный класс, потому что максимальную работу мастера должны выполнить с помощью рук, без использования ножниц, триммингом. Это сложно, и я, как эксперт, очень ценю людей, выполняющих эту работу. Я никогда не видел равных нашей Елене Левиной. Она для меня является лучшей в этой области. Очень сложно участвовать с такой собакой в конкурсе грумеров, так как с пуделем, например, мы можем просто прийти на место и стричь. Чтобы участвовать с фокстерьером в подобного рода конкурсе, в течение полугода и больше его нужно готовить постепенно, держать на подщипе, это особая работа, которую выполнять очень сложно. И поэтому второе и третье места заняли очень достойные мастера - из Италии с фокстерьером и из США с силихэм-терьером. В шестерку были также отобраны, если я не ошибаюсь, два пуделя стандартных и очень молодая и очень приятная девочка с классной работой с американским кокер-спаниелем. Она имела небольшой объем работы, но завершение было невероятным. Категория работы тоже сложная, потому что это класс, где люди совмещают работу триммингом и ножницами. Ничего не могу сказать - шикарный уикенд. Безусловно, подарком для нас была монопородная выставка пуделей, которая проводилась в том же месте. Я впервые в жизни увидел то, как это происходит в Америке. Утром у нас был семинар, где мы делились взглядами на стрижку, где мы работали с Anders Rossel и с Umberto Lehman из Италии. У нас было три стандартных пуделя, мы показывали стрижку, это было тоже очень интересно. И это было тепло принято грумерами США, мы имели очень большую аудиторию. И во второй половине дня мы смогли блеснуть своим умением также и на dog show. Мы приготовили одного черного стандартного пуделя вдвоем с Anders, подстригли и уложили его в две руки. Мы приготовили его к рингу, и Anders вывел его. Он, правда, не получил высокой оценки, он стал четвертым или пятым в классе, но публика лишний раз могла убедиться в том, что будучи экспертами накануне, мы можем и сами выполнить достойную работу. Мы доказали свою квалификацию. Надо сказать о том, что там можно использовать лак, и мы по-настоящему оторвались. У нас была очень оброслая собака, по-моему, сантиметров 50 шерсти на голове, и мы полачили вдоволь. На этом наш уикенд и закончился.

0

14

Рома, а какая основная цель твоего участия в конкурсах?
- Спортивный азарт, я думаю. Там мне приходится соревноваться с любителями. Это как спорт любительский и спорт профессиональный. Я при этом имею определенные преимущества, но и определенные недостатки. В каком-то смысле я, безусловно, горжусь своими победами в конкурсах грумеров, и это поднимает мой авторитет, среди клиентов уж точно. Может быть, в профессиональном мире это не так высоко ценится. Но это однозначно ценится высоко среди моих клиентов, они действительно гордятся, когда я получаю какой-то очередной титул или звание по грумингу. Моя же квалификация как шоу-грумера подтверждается титулами собак. В 2001 году в Португалии я впервые как хендлер и как грумер довел собаку до титула Чемпиона Мира. Это как раз для моих коллег, для профессионалов. А конкурсы грумеров - это в основном спорт, это не способ заработать деньги, потому что если я подсчитаю, я пойму, что потратил гораздо больше на эти конкурсы, чем я от них получил. Это экзамен, это адреналин. Я человек азартный, и поэтому я участвую в них. Большинство мастеров, участвующих в конкурсах - это универсалы, работающие со всеми породами. Я - узко специализированный мастер. И однажды мне будет просто нечего сказать им. Мое время в этих конкурсах в качестве экспонента сочтено, потому что я не собираюсь надоедать этим людям с пуделями. У них приветствуется универсальность, когда мастер может работать со всеми породами классно. Я считаю себя специалистом узким, я предпочитаю глубоко знать одну породу, нежели иметь салонное умение работать со всеми породами. Реально мои дни сочтены. Поэтому я буду участвовать еще, может быть, несколько раз. Я оговорюсь, что в ноябре я участвовал в Санкт-Петербурге в конкурсе, стал лучшим грумером конкурса и выиграл поездку в Испанию на Чемпионат Европы. Я осенью буду участвовать в Чемпионате Европы. И также на следующий год в апреле я планирую еще раз поучаствовать в Чемпионате Мира в Америке. И, возможно, на этом я скажу "все" как участник. Если я буду получать приглашения как эксперт, то, конечно, да, потому что это очень приятно и очень интересно. Иногда после участия в конкурсах я имею проблемы со своими шоу-собаками, потому что этот момент ускорения не всегда позитивно сказывается на моем стиле работы. Иногда после участия в конкурсе я начинаю торопиться и в работе с моими шоу-клиентами. А это не всегда позитивно. Поэтому потом какое-то время приходится восстанавливаться. Совмещать конкурсы и работу для шоу - приятно, но особой необходимости я в этом не чувствую. Мне просто приятен наш путь развития именно в России, путь движения именно российских конкурсов грумеров, потому что в наших конкурсах участвуют профессионалы. И эта форма для меня более приемлема. Мы работаем по международным правилам, возможно, когда-нибудь мы сможет что-то изменить и дать нашим людям чуть больше времени, несколько изменить форму. Но не сейчас, сейчас это на самом деле хороший экзамен по работе по международным правилам.
Рома, а у тебя никогда не возникло желания стричь другие породы?
- Глубоко в душе я люблю одну породу. Я люблю всех собак, безусловно, но по-настоящему в моем сердце живет одна порода. В принципе, если я действительно захочу что-то еще, я должен пропустить это через себя. Я должен иметь такую собаку у себя дома, я должен понять, почувствовать все тонкости породы. Тогда да. Но на данный момент я предпочту завести себе еще одного пуделя, нежели какую-то другую породу. Нет смысла расширяться, потому что самое большое счастье - заниматься любимым делом, работать с теми собаками, которых любишь, совмещать полезное с приятным.
Рома, а все-таки, почему пудель? Что тебя так зацепило?
- Для меня пудель - это широчайшее поле для творчества. Я сформулирую так. Доберман с момента рождения до момента смерти сохраняет одну и ту же форму. Пудель - собака, способная меняться. И я не имею в виду характер, темперамент, я имею в виду, что для меня, как для художника, это крайне интересная собака с точки зрения стрижки. Я думаю, что нет ни одной другой породы, где мы имеем такой широчайший выбор фасонов стрижек. Самая нескучная порода. На протяжении всей своей жизни пудель может изменяться невероятное количество раз. И большое удовольствие делать это. Сегодня это английский лев, завтра это континенталь, модерн, для дома что-то творческое. Как художник я нашел в этом многие ответы на свои вопросы, именно так я реализуюсь. Выход своей творческой энергии я нашел в этой породе. Безусловно, я люблю пуделя, потому что это великолепный характер, это идеальная собака-компаньон. Эта собака для меня все. Эта собака удовлетворяет меня со всех точек зрения, всем моим требования к собаке на данный момент отвечает одна порода - пудель.

0


Вы здесь » Шнауцеры из эбенового вихря » Грумминг шнауцера » выдержки из интервью с Романом Фоминым