"Шнауцер, какой он есть."
Миттельшнауцер - одна из немногих пород, сохранившая от своих предков такое качество как универсальность. Почти все современные породы - «узкие специалисты». Миттель может быть охранной собакой, может - охотничьей, может искать оружие и наркотики, а может просто сделать вашу жизнь счастливой. Один из первых немецких заводчиков породы Йозеф Берта характеризовал шнауцера так: «Все качества, которыми обладает шнауцер, обоснованы, тот, кто понял эту собаку, останется верным ей. Вид породы соответствует характеру, и то и другое неразрывно связано: крепкое телосложение и простые лаконичные линии. При всей сдержанности и силе он обладает молниеносной реакцией. Шерстный покров, густой и жесткий, надежно защищает шнауцера от любой непогоды и нападения неприятелей, хорошо развитые органы чувств позволяют ему бороться со своими заклятыми врагами: мышами и крысами. Рабочие качества могут проявиться только если он доверяет членам семьи, в которой живет. Шнауцер постоянно озабочен и насторожен, очень верный, решительный и самостоятельный в действии, настойчивый, но не назойливый, попусту не поднимает шума и, несмотря на бурный темперамент, не проявляет беспричинной агрессивности и прекрасно уживается с другими животными. Эти ценные качества необходимо закреплять в селекционной работе, потому что их не заменит никакая дрессировка». Понятно, что «своя» порода самая лучшая, если она действительно стала «своей». Но эта собака далеко не для всех. Не все могут выдержать ее темперамент, не всем хватит характера ее воспитать, не каждый захочет мыть ей бороду после еды, да и красота ее, скажем, не для всех. Миттель способен сделать жизнь одних людей веселой и счастливой, других - превратить в сплошной кошмар. Но если он все же для вас, то навсегда. Говорят: «Раз шнауцер - всегда шнауцер.»
Особенности и сложности.
Каждая черта его характера неоднозначна. Для кого-то это хорошо, а для кого-то совсем не годится. В книге Джоан Палмер «Ваша собака» в характеристике миттельшнауцера записано; «Сложности: только одна (хотя я считаю, что их намного больше) - недоверчив к посторонним». Наверняка для многих людей это создаст определенные неудобства, но для других - это самая что ни на есть лучшая собачья черта. Эта особенность характера развита настолько сильно, что уже месячный щенок готов защищать свою территорию от посягательства «врагов». По мере роста щенка усиливаются сторожевые качества. Он очень недоверчиво встречает впервые появившихся в доме людей, но если это друзья дома, то он быстро усвоит это и будет приветствовать их бурно и радостно. Шнауцера не надо учить охранять, его надо сдерживать от излишнего рвения. К сложностям можно отнести и специфику шерсти. Американцы пишут, что у шнауцера «всепогодная» шерсть. Она очень жесткая, плотно покрывает тело, под остевым волосом мягкий густой подшерсток. Шерсть шнауцера не промокает, собаки не мерзнут, не пачкаются и у них не выражена сезонная линька. Приблизительно раз в полгода необходимо сделать тримминг, то есть выщипать шерсть на корпусе, шее, голове. Процедура эта трудоемкая и длительная, если вы решитесь делать это сами, и довольно дорогая, если пригласить мастера, который за 1,5-2 часа приведет собаку в порядок. Но у вас в доме почти б месяцев не будет ни шерстинки. Кроме того, оттримингованные собаки очень долго остаются «в форме» и имеют привлекательный вид. Наличие бороды у собаки обязывает хозяина к ее мытью, и если вы зазеваетесь после того, как ваш шнауцер выпил кефирчик, то он сам позаботится о своей гигиене, вытерев морду о велюровый диван.
Еще одна сложность - это безудержный темперамент и любовь к своим, граничащая с фанатизмом. Впервые взяв щенка на руки, знайте: это ваша радость, ваше хорошее настроение, ваша продленная молодость, но это и ваш крест. Вам обеспечена нежная и бурная, эгоистичная и беззаветная любовь шнауцера. Открыв дверь своей квартиры, я принимаю позу «боевой готовности», закрываю лицо руками и отдаю себя для приветствий. Главное, чтобы в порыве любви мне не прокусили уши и не поцарапали лицо. Шнауцериной радости нет предела. Причем, неважно, сколько вы отсутствовали, неделю или пять минут. Такая безудержность, может быть, не всем понравится, но хозяева шнауцеров меня поймут, ведь так приятно, когда тебя любят и ждут. У шнауцера есть свое место в доме только в ваше отсутствие, если же вы дома, то он будет «преследовать» вас во всех ваших перемещениях по квартире. Правда, он это делает ненавязчиво, но старается устроиться поближе к любимому хозяину. И если любовь шнауцера вам гарантирована с момента вашей первой встречи, то авторитет надо завоевывать и отстаивать. Миттельшнауцер - ярко выраженный лидер. Самостоятельность, упрямство и хитрость - тоже известные «сложности» его характера. С первых дней пребывания в доме он запустит в действие весь свой арсенал и постарается стать главным. И если сегодня вы разрешили положить морду на диван, то завтра он будет спать у вас на голове (в прямом смысле). Если сегодня вы дали кусочек со стола во время своего обеда, то завтра он будет его требовать, толкая вас лапой.
Шнауцер по натуре оптимист и, как раньше писали в комсомольских характеристиках, «занимает активную жизненную позицию» или, как говорят сейчас, «берет от жизни». Что бы он ни делал, он делает это упоенно и получает истинное наслаждение - будь то вываливание в дохлой кошке, облизывание вашего лица или охрана вашей дачи. Он должен быть все время чем-то занят. У него должно быть «дело». Шнауцеры прекрасно дрессируются и за короткий срок добиваются поразительных результатов, если хозяин или дрессировщик смогут увлечь их работой. Ему должно нравиться это делать, в противном случае он будет притворяться глухонемым или делать вид, что сейчас умрет от усталости. Собаки этой породы обладают молниеносной реакцией и очень быстро «включаются». Вот он крепко спит, вздрагивая и рыча во сне, но через секунду он уже в другом конце квартиры, потому что услыхал шорох за дверью.
Почти во всех публикациях о миттельшнауцерах пишут, что они любят детей. Но я бы сказала, что скорее это не любовь, а покровительственное отношение. Миттель считает ребенка на ступень ниже себя, поэтому знает, что его надо охранять, с ним можно хорошо поиграть, ему многое можно позволить, но не все, например, нельзя бесконечно долго позволять тянуть себя за бороду. О характере миттельшнауцера можно говорить много, но так и не выяснить, сложности или достоинства - истинные шнауцериные черты. Наверное и то, и другое. Не зря же говорят: наши недостатки - продолжение наших достоинств.
Галина Калиниченко, главный редактор журнала «Мир собак»,
эксперт национальной категории, питомник «Грей Тэтис»